В программе, изобилующей мелкими объектами, иногда необходимо выяснить, сколько именно объектов создано, сотня или же миллион. А если объекты создаются и уничтожаются постоянно в течение жизненного цикла программы, то зачастую интересует вопрос, сколько раз были созданы объекты того или иного типа?
Ключевые элементы такого счетчика объектов вырисовываются сразу: некие глобальные переменные и привязка к типам объектов.
Сразу хочется сказать о подводных камнях, которые обнаруживаются в процессе организации счетчика. Дело в том, что классы как правило имеют наследование, поэтому простое инкрементирование счетчика в каждом конструкторе никуда не годится — при вызове конструктора будут инкрементированы и счетчики всех базовых классов.
В приведенной далее реализации счетчика объектов используется соглашение, что базовый класс отмечается разработчиком. Для различения счетчиков разных объектов используется шаблонный класс, который специфицируется типом. (Возможно, альтернативным более компактным решением было бы специфицирование шаблона строкой, получаемой из typeid при подстановке this.) Счетчик, установленный в каком либо классе, обязательно должен быть установлен и во всех его производных классах, если только Вы не хотите, чтобы объекты производных классов подсчитывались в одной куче с объектами базовых классов.
Читать дальше...

Thread-safe оптимизированный вариант счетчика, предложенный моим коллегой, сопряжен с использованием множественного наследования, и содержит три класса. Однако прост для понимания, и категорически рекомендован к использованию.
Читать дальше...